Велосипед с историей



     
С огромного проспекта Ракоци с его кудрявой архитектурой в стиле ар-нуво я свернула на узенькую и тихую улицу Пушкина. Мне пришлось пройти по улице несколько раз в одну и в другую сторону в поисках неприметной вывески в подвальчик магазина подержанных велосипедов. Не знаю даже почему идея покупки нового велосипеда меня не привлекала. Это что-то из серии покупки книг у букинистов вместо хрустящих новых изданий. Мне хотелось велосипед с историей, иногда таким вещам подсознательно доверяешь больше чем новым моделям с их безумными техно-наворотами. 

Более увлекательными чем ретро-велосипеды могут быть только продавцы ретро-велосипедов. В подвальчике меня встретил полумрак, ряды относительно и не очень новых велосипедов, запах машинного масла и трое мужчин, двое из которых что-то очень серьезно обсуждали, а третий - внушительной комплекции и с густыми усами "по-венгерски" - оторвался от своего занятия и воззрился на меня с такой улыбкой, как будто весь день только меня и ждал. Один из говоривших очень внимательно выслушал мои запросы, и после недолгого молчания предложил несколько велосипедов на выбор. Он говорил так серьёзно, что я просто не решилась ткнула пальцев в первый попавшийся, что изначально собиралась сделать. Пришлось спросить о велосипедах чуть больше, сделать не менее серьезный вид и кивать так глубокомысленно, как будто я самый бравый знаток велосипедов. В итоге мне предложили прокатиться и выбрать. Мне понравился серебристый велосипед, с мягким кожаным сидением и плавно изогнутым рулем. Когда я сказала какой выбираю, все заулыбались, а усач просиял так, как будто он этот велосипед сам лично создал. "Это очень хороший велосипед", сказал один из них, "австрийской фирмы Puch (Пух). Видишь логотип?" и он указал на красивый серебристо-зеленый логотип квадратиками, напоминающий символ БМВ. 




Так я стала восторженным обладателем велосипеда Пух, и так как ездить на нем было действительно здорово, я просто не могла не разузнать побольше о таком замечательном названии и чутье на истории не подвело меня. 

Иогану Пуху было примерно столько же лет сколько и мне сейчас, когда он основал свою маленькую компанию по производству велосипедов, состоящую из 34 работников, в городе Гратц в Австрии в 1890 году.  Это производство составило мини-агломерацию, так как и седла для велосипедов и комплектующие детали производились здесь же в районе Гратца т Штайра. В 1896 велосипеды марки Штирия уже экспортировали во Францию и Англию, после того как Джозеф Фишер победил с этим велосипедом в первой велогонке Париж-Рубе. Другие гоночные успехи, включая и мировые рекорды также поспособствовали успеху и популярности компании. Например, как сообщает рекламный постер: Вена-Париж (1300 км) преодолели за 5 дней и 13 часов без смены велосипеда.


За какие-то десять лет маленькая компания выросла в огромное производство мопедов, мотоциклов и автомобилей, городских и гоночных, на которых ездили не только обыватели, но и члены императорской семьи. 


Городской автомобиль Штаер-Пух 500

Однако же страстью Пуха все-равно оставались велосипеды :), и именно производство велосипедов дожило до наших дней, в то время как мопеды и автомобили канули в прошлое. Производство машин и мопедов просуществовало до 1980х, пока не было распродано более успешным компаниям, хотя линии и сохраняли свой бренд. Самый первый завод Пуха в Гратце закрылся только в 2000 году и теперь превращен в музей. Велосипедное производство было выкуплено итальянской компаниией Пьяджио, а затем шведской компанией Cycleeurope, которая владеет производством велосипедов Пух сегодня. В 2011 это производство возглавил австрийский предприниматель  Джосеф Фарбер, и велосипеды марки Пух теперь производят и продают во многих европейских странах. 

Хотя Пух уже перестал быть независимым предприятием, он все равно сохранил свой бренд - бело-зеленые шахматные квадратики - цвета штирийского флага - которые красуются и на моем велосипеде.


















Комментарии