История на один вечер

 

Надо, надо гулять по городу в сумерках. Нет или почти нет таких важных дел, ради которых стоит отказаться от этого удовольствия. Во время таких прогулок глаза незаметно учатся у фонарей, как надо сиять. А нам того и надо.

Макс Фрай "Одна и та же книга"


Вечер...вечер превращает Вену в театральное закулисье.  Оранжевый свет фонарей, теплый свет окон, бледно-золотая подсветка фасадов прорисовывают город в городе, создают персонажей и истории из самых обычных людей, очерчивают декорации из скверов и переулков, из крылечек, ступеней и чьих-то гостиных.  Для меня вечерняя Вена - самая интригующая. Днем я живу на обычной улице, не исторической и не очень новой, с рядами припаркованных машин, со строительными лесами. Днем - это улица без особых примет, а вот вечером... вечером занавес идет вверх. 

Ворота огромного углового здания открываются в уютный внутренних дворик. Дикий виноград в вперемешку с китайскими фонариками, веранда, деревянные столики и скамейки, вкусный ужин и тихий разговор. На выходе из дворика - дверь в хоз. помещение. Днем  оно выглядит как скучная подсобка с окном завешенным холщовой шторой, вечером - окно привлекает уютным светом большой мастерской - деревянные стены, деревянный рабочий стол, стружки, стружки, наборы кистей, баночки с лаком, а на столе и на стенах - скрипки, скрипки... уже законченные и только в заготовках, со струнами и без, с лаком и без, с вычурными украшениями и самые обычные. 

Вниз по улице - старая кофейня, из тех куда случайно забредают туристы, но где официанты все еще носят старомодную форму, выдают хрустящие газеты и накрахмаленные салфетки (и боже вас упаси попросить бумажные!). Днем кофейня скромно предлагает обеденное меню и кофе со штруделями, а вот вечером мягкий свет светильников золотит витражи, придает теплый оттенок деревянным панелям, прячет потертую обивку кресел и хрусталит массивную барную стойку с бокалами и бутылями. В углу большого зала оживает настоящая кованная печь, мужчины с бокалами перемещаются к старому бильярдному столу, откинут тяжелый парчовый занавес в курительную комнату... 

Напротив кофейни здание пропало бод строительными лесами, сквозь обрывки арматуры выглядывают пыльные витрины какой-то лавки, или ателье, а может антикварного магазина. Предметы за стеклом похожи на музейные экспонаты, тяжелые драпировки скрывают комнату.  Вечером -  первый этаж льет уютный свет на тротуар, золотит рамы и отделку драпировок. Внутри - столы, заваленные эскизами, подсвечниками, книгами, инструментами и тряпками,  на этюдниках - тяжелые, богато отделанные рамы. Кто-то усердно работает кистью, уткнувшись носом в деревянные завитки - реставрация произведений искусства, мебели, позолота, коллекционные экземпляры обретают вторую жизнь.

Еще поворот, площадь Св. Елизаветы, аккуратная готическая церковка красного кирпича цепляет облака высокой колокольней с часами, купается в осеннем золоте старых каштанов, кленов и фонарей. В скверике ни души, пустые лавочки и детские качели под каштанами. У одинокого фонаря маленькая будочка  обмена книгами, можно оставить любые или взять почитать. Здесь много детской литературы - в скверик выходит фасад средней школы. Дама с собачкой, активно листает сказки прямо у фонарного столба. 

Через скверик я обычно возвращаюсь домой параллельной улицей. Здесь цокольные этажи выходят французскими окнами прямо на тротуар. Днем тюлевые занавески отделяют жилые пространства от общественных. Но вечером шторы чьего-то кабинета гостеприимно распахнуты. Перед столом пожилой мужчина в массивных наушниках начинает активно жестикулировать, иногда бросая нервные взгляд на экран планшета. У него нет палочки, но взмах руки дирижера ни с чем не спутать. 

Дома я наливаю себе огромную чашку чая, включаю торшер и подхожу к окну. Я знаю что люди в доме напротив тоже видят меня за кулисами. Какую историю про меня придумает для них Вена?





Комментарии